Хочу попробовать реализовать настольную ролевую игру с нелёгким уклоном в сторону финансов, рисков и борьбы за ресурсы.
Выкладываю базовую часть правил к этому проекту сюда, потому что считаю, что игра относится к сложным, к тем, что требуют большого количества материалов, чем я, соответственно, заниматься сейчас не хочу, как не хотел и год назад и чем вряд ли займусь через год. Ну и ещё требуется интерес именно к такому направлению игр.
К сожалению, выкладываемые правила - это не самое вкусное, игра имеет два кардинальных углубления и, как результат, порядка 6 возможных вариаций, которые интересны лично мне.

Комментарии
20.10.2013 в 22:32

А начнём со светлого.
У каждого человека есть мечта. И не только из тех, что невозможно осуществить, но и из тех, к которым люди идут всю жизнь, реализовав которую, человек гордо смотрит перед собой, зная, что он достиг некоего пика. Это, например, полёт человека на Луну. Или создание собственной оперы, изначально никоим боком не относясь к столь благородному творческому жанру. Или можно перевернуть мировую экономику, пересадив всех людей с бензиновых и газовых автомобилей на летающие электромобили.
Для таких свершений нужна воля и огромные ресурсы (усилия), коими человек в начале, перед проектом вряд ли будет располагать. Соответственно игрокам предлагается реализовать свои проекты, «проекты века», начиная обычными людьми, перед которыми открыта вся мощь и ужасы мировой экономики.

Краткие правила игры базового сценария.
- Принимать участие может от двух до десяти человек. Но оптимальным числом лично я считаю от 4 до 8. Чем больше людей, тем естественнее будет выглядеть конкуренция. При том что ход каждого игрока будет состоять из одного, максимум двух действий, каждый раунд будет протекать быстро. Однако слишком большой объём людей приблизит игру к реальности и может сделать её излишне агрессивной или скучной.
- Перед началом игры каждый игрок получает на руки 5 монет. Мы же не совсем нищие, просто обыватели, которые решили, что им пора действовать, чтобы чего-то добиться в жизни.
- Ходим по очереди, согласно тому как расселись за игровым столом, по часовой стрелке. Первым имеет право ходить владелец игры/предложивший сыграть в игру. Ежели такой не предъявляет права, то можно решить вопрос с помощью кубика.
- В течение хода каждый игрок может совершить только одно действие, если дополнительных не оговаривают другие обстоятельства, сложившиеся по ходу игры.
- Игра длится до тех пор, пока суммарно всеми игроками не будет создано оговоренное количество проектов. Соответственно, чем меньше проектов решено создать, тем быстрее игра завершится. Для 4-х игроков рекомендую начинать с 5 проектов.
- Победителем считается тот игрок, который получает больше всего очков за создание проектов.
Всё! Это все правила. Можно играть =)
20.10.2013 в 22:32

Казалось бы всё. Что ещё надо для хорошей игры? Полёт для фантазии открыт, садись да играй. Ан нет! В базовую редакцию правил входит оговоренный набор инструментов, которым игрокам придётся пользоваться, если они хотят играть именно в «Экспансию». ;-)
Надеюсь, после этого станет понятно, почему проект не может считаться простым. При этом, зная правила, каждую игру можно проводить очень быстро.

Инструменты игры.

Инструмент первый. Проекты.
- Существуют карты проектов. Это целая колода, из которых игроки так или иначе смогут взять оговоренное число карт и их разыграть.
- Перед началом игры эту колоду надо перетасовать и сложить колоду рубашкой вверх. То есть вы не знаете, какие там лежат проекты.
- На рубашке написано, сколько ресурсов требуется, чтобы стать владельцем идеи проекта (то есть мы только получаем право реализовать проект, а не весь его, целиком, готовый). Соответственно, на руках у игроков может быть гораздо больше проектов, чем можно реализовать за игру.
- Ресурсами, необходимыми для покупки идеи проекта, являются: деньги, фабрики, земли, техническая готовность.
- Пока игрок не принимает решение реализовать проект, он имеет право не показывать остальным игрокам, какую именно идею (проекта) он держит на руках.
-Чтобы реализовать проект, надо вложить в него определённое количество ресурсов (тоже деньги, фабрики, земли, техническая готовность), как будет указано это в карте проекта.
- Реализованный проект даёт определённое количество победных очков (написано на карте), а также своё свойство, которым сможет распоряжаться владелец проекта.
- Можно вложить в проект не все ресурсы сразу, а делать это постепенно. Таким образом, вы должны будете выложить карту проекта на стол и указать, сколько ресурсов вкладываете в него.
- Деньги, вложенные в проект, нельзя из него изъять каким-либо образом.
- Другие игроки, с разрешения владельца идеи проекта, могут сделать свои вложения. Это называется спонсорство. Если сумма вложений будет не меньше трети стоимости проекта, то данный игрок автоматически получает треть очков победы (на очках владельца это не отразится).
- После создания проекта, игрок-владелец карты имеет право распоряжаться свойством, прописанным на данном проекте.
- Если к концу игры вы не успели реализовать проект, то очков он не даёт.
- Проект или идею проекта можно продать на аукционе. Владелец показывает остальным игрокам карту проекта и, если выражена заинтересованность хотя бы одним игроком, имеет право объявить аукцион по стоимости в половину от стоимости покупки идеи проекта. Ну а дальше кто предложит больше.

Что считается ходом игрока при работе с проектами:
- покупка идеи проекта;
- вкладывание ресурсов в проект (не меньше трети, чтобы засчитывался ход)/создание проекта.
- организация аукциона по продаже идеи проекта или проекта (опрос других игроков о возможности аукциона, который не дал результата ходом не считается).
- использование свойств проекта.
20.10.2013 в 22:33

Инструмент второй. Ресурсы.
- Здесь будут перечислены только основные, явные ресурсы, которые задают тон игры. Однако в дальнейшем, в рамках других инструментов, вы столкнётесь с неявными ресурсами, которые зададут оттенки звучания.
- Явными ресурсами являются деньги, фабрики, земли и техническая готовность.
- Деньги. В данной игре это ресурс, который игрок может иметь в неограниченном количестве (ну, сколько сможет получить), а может постоянно в нём нуждаться. Деньги нельзя получить из воздуха. Их можно:
- - получить перед началом игры;
- - заработать, продав другие ресурсы;
- - заработать, продав идею проекта на аукционе;
- - заработать, согласно условиям, предоставляемым другими инструментами (чтобы никого не путать больше, чем надо, все возможности будут описаны постепенно, по мере введения нужных инструментов).
- Земли. Количество данного ресурса задаётся перед началом игры и не может быть изменено в ходе игры. Для игры с 5-ю проектами это 20. Если они по каким-либо причинам никому не принадлежат (например, в начале игры), то любой игрок может купить, отдав 4 денежки в мировую экономику (просто убираете деньги со стола).
- Фабрики. Их нельзя брать из воздуха. Их можно купить. Стоимость одной фабрики – 2 денежки (соответственно, стоимость одной единицы земли может составлять 2 фабрики). В начале игры существует оговоренное количество доступных к покупке фабрик. Для игры 4 человек это, допустим, десять фабрик. Фабрики можно создавать только там, где оговорена такая возможность (смотрим следующие инструменты). Чтобы быть владельцем хотя бы одной фабрики, нужно иметь хотя бы один участок земли (это логично, фабрики должны где-то размещаться). Впрочем, эту одну землю можно использовать для содержания неограниченного числа фабрик. Заметили, сколько здесь открывается возможностей? Но для базовой модели правил пока всё. Обоснование фабрик – это те промышленные мощности, которые нужны, чтобы проект можно было реализовать.
- Техническая готовность. Для этого ресурса у меня ещё нет правильного названия. Суть в том, что для реализации какого-нибудь высокотехничного, высоконаучного проекта требуется определённая база знаний. Эту базу и можно назвать технической готовностью. Её нельзя купить как таковую или создать самостоятельно, без дополнительных инструментов. Её можно арендовать или стать их владельцами в рамках последующих инструментов (3 и 4).
- Игроки имеют право обменивать друг с другом деньги, земли и фабрики как по номинальному курсу, так и заявив собственную цену (в конце концов это рынок!). Нельзя обмениваться ресурсами одним и тем же игрокам друг с другом подряд или через ход.

Что считается ходом игрока при работе с ресурсами:
- обмен ресурсов;
- создание ресурсов (когда это будет рассмотрено в правилах);
- договор об аренде ресурсов (когда это будет рассмотрено в правилах);
- покупка ресурсов со стола.
20.10.2013 в 22:33

Краткий список ряда инструментов для общего понимания.
- Вынужден упомянуть их все сразу, так как дальше придётся делать всё больше отсылок из одних инструментов в другие.
- Инструмент третий – предприятия.
- Инструмент четвёртый – социальные институты.
- Инструмент пятый – карты интересов.
- Инструмент шестой – банк.
- Все четыре упомянутых инструмента составляют ту самую основу игры, в которой будет «вариться» игрок, чтобы добиться своей цели (реализовать проекты своей мечты). Возможно (и я надеюсь на это), за повседневными делами игроки подчас смогут забыть основную цель игры и смогут почувствовать себя теми самыми героями финансового рынка.
- Предприятия дают игрокам работу, возможность заработать, а также создавать недостающие ресурсы, которыми игроки смогут завладеть.
- Социальные институты нужны не столько для заработка (хотя они также могут работать с ресурсами), сколько для создания дополнительных условий игры, которые так или иначе могут помочь отдельным игрокам.
- Карты интересов нужны для создания общих интересов рынка.
- Банк. Экономический инструмент, регулирующий движение денежных средств.
20.10.2013 в 22:34

Инструмент третий. Предприятия.
- Перед началом игры существует несколько предприятий (для четырёх игроков пусть будет 2 предприятия). Каждое предприятие - это карта с названием и всей необходимой информацией.
- Каждое предприятие имеет уровень развития. Начинают игру предприятия с первого уровня.
- На первом уровне на предприятии может работать не более 6 рабочих. Заработок одного рабочего составляет 1 денежку. Если на фабрике есть свободное место, любой игрок может объявить о желании работать на фабрике (владелец фабрики отказать не имеет права, если игрок не был ранее с этой же фабрики уволен). Чтобы поработать на фабрике, надо потратить свой ход. В награду и получаете зарплату.
- Фабрику можно совершенствовать до 4-го уровня, выбрав одну из сфер интересов (четвёртый инструмент) и выполнив условия, которые требует эта сфера интересов. Усовершенствовать предприятие имеет право либо владелец, либо по согласию всех владельцев.
- Каждое предприятие на первом уровне имеет определённое количество фабрик и земель (указано в карте данного предприятия). Даём мы их без учёта того, сколько ресурсов мы положили в свободный игровой доступ.
- Стать владельцем предприятия можно, выкупив одну из трёх долей акций данного предприятия (или все три).
- - Владелец одной доли акций имеет право пользоваться ресурсами данного предприятия, а также накладывать вето на решения владельца двух долей, но не имеет право сам заниматься управлением. Безусловно использовать можно создаваемую техническую готовность. И в рамках своей доли изымать создаваемые предприятием деньги.
- - Владелец двух долей акций имеет права на создаваемые ресурсы в рамках двух третьих от этих ресурсов, соответственно. Помимо этого он может предлагать решения по деятельности предприятия, которые будут реализованы, если владелец оставшейся доли не наложит вето.
- - Владелец всех трёх долей акций может делать всё, что хочет.
- - Среди того, что может делать владелец:
- - - вывести предприятие на новый уровень затратив свои или доверенные ему, владельцу, ресурсы.
- - - нанять работника-непись из одной из сфер интересов, если ещё есть свободные места.
- - - в любой момент уволить любого работника, несмотря на возможные последствия.
- - Купить долю акций можно в свободном доступе (если никто ей ещё не владеет) или перекупить у другого игрока с его согласия. Номинальная стоимость доли зависит от уровня предприятия (это будет указано в карте предприятия). При покупке у другого игрока, тот сам имеет право назначать цену – это закон рынка.
- На первом уровне фабрика даёт доход, составляющий одну денежку на одного работника. То есть если за ход отработали все четыре работника, то владелец получает свою денежку.
- - Доход можно получить, если работник-игрок проявил инициативу и за свой ход поработал на предприятии или если владелец предприятия потратил время на то, чтобы поруководить рабочими-неписями, привлечёнными из одной из карт интересов. Ход тратит один владелец, деньги получают все, состоящие в доле.
- Любой игрок может арендовать техническую готовность предприятия по цене 1 к 1.
- Любой игрок может построить себе на предприятии фабрику, если уровень предприятия даёт такую возможность, заплатив владельцу каждой доле по 2 денежки.

Что считается ходом игрока при работе с предприятиями:
- арендовать ресурс техническая готовность;
- построить фабрику, если уровень предприятия позволяет это сделать;
- пойти на работу (можно в тот же день, что и устроился на работу);
- купить свободную долю акций предприятия;
- совершить действие (работа или усовершенствование предприятия, найм или увольнение персонала)
- купить или продать свою долю другому игроку для игрока-инициатора сделки.
20.10.2013 в 22:34

Инструмент четвёртый. Социальные институты.
- По-хорошему, сюда бы стоило отнести и предприятия, и карты интересов, и банк и назвать это, например, игровой институт или базовый проект. Ведь любое предприятие, банк или сформировавшаяся сфера отношений – это уже чей-то готовый проект. Однако, чтобы сделать игру чуть разветвлённее, из-за различных нюансов и моих прицелов на расширение игры, я посчитал возможным разделить все эти инструменты, оставив в социальных институтах то, что относится к ним без всяких оговорок.
- На текущий момент в базовой редакции правил существуют следующие социальные институты:
- - университет;
- - суд.
- Совмещать руководящие должности в нескольких социальных институтах нельзя.
- Университет. Это место, где можно создавать ресурс техническая готовность или исследовать новые проекты.
- - Одновременно может создаваться только один проект в рамках университета.
- Главой университета (ректором) становится первый, кто успеет себя назначить (и при этом не был уволен с этого поста за ход или за два до этого). Уволить его может суд (по причине за бездействия университета).
- Ректор имеет приоритетное право на реализацию своего проекта, если любой другой не был запущен.
- Ректор не имеет права препятствовать реализации другого проекта, если игрок, запустивший проект, исправно на нём работает.
- За любую работу на университет ректор получает по денежке за ход от мировой экономики.
- Созданный ресурс или идея проекта отходят тому, кто внёс данный проект в работу университета.
- Для получения ресурса техническая готовность, можно либо поработать на университет, либо вложить в него другие ресурсы. Полученная таким образом техническая готовность может быть единожды во что-либо вложена.
- Для получения идеи проекта можно либо поработать на университет, либо вложить в него другие ресурсы. Как правило, совмещая эти два метода, можно получить идею проекта дешевле, чем по номинальной стоимости, но за более долгий срок.
- Созданный ресурс техническая готовность ректор и только он имеет право продавать любому игроку (номинальная стоимость 1 к 1 денежке).
- Суд. Это место для решения всех спорных ситуаций.
- - Чтобы суд заработал, на него надо вынести какое-либо решение, которое примет либо судья, либо, коллегиально, все игроки, в зависимости от той формы, какую затребует истец.
- - Судьёй становится первый игрок, который назначит себя сам. Уволить его можно коллегиальным решением в рамках иска, поданного в тот же суд.
- - Любой игрок может, в том числе и сам судья, может подать иск в суд. Для всех истцов, кроме исполняющего обязанности судьи, иск будет рассмотрен в этот же ход. Для и.о. судьи – на следующий.
- - ряд примеров исков, которые может подать игрок:
- - - уволить главу университета или любой карты интересов из-за некомпетентности (университет часто простаивает и подобные, указанные в инструменте условия).
- - - заставить того или иного игрока снизить стоимость того или иного ресурса до номинальной).
- - - потребовать объявить того или иного игрока нарушителем игры со строгим исходом. Все ресурсы такого игрока, кроме неоткрытых идей проектов, становятся доступны другим игрокам. Каждый игрок по часовой стрелке, начиная с истца, может взять что-то одно (например, одну идею, находящуюся в реализации, одну землю, с находящимися на ней фабриками, одну пачку денег (то есть все денежки). Нарушитель игры также лишается всех постов и должен пропустить свой ближайший ход
- потребовать объявить того или иного игрока нарушителем игры с мягким исходом. Обвиняемый лишается должностей и пропускает ход.
- - - потребовать владельца доли предприятия выставить свою долю по номинальной цене или продать свою долю на мировой рынок (не будет иметь права выкупить в течение двух ходов).
- - - другие требования истца, которые не будут противоречить правилам игры.

Что считается ходом игрока при работе с социальными институтами:
- обращение в институт по его прямой деятельности.
- для суда: подача иска и проведение суда (если истец - судья), потеря хода, если она была присуждена.
- для университета: стать ректором, внести проект в работу, работать над проектом, купить проект, продать ресурс (если это ректор).
20.10.2013 в 22:35

Инструмент пятый. Карты интересов.
- Всего их 5, каждая из которых обозначает условную область человеческой деятельности. Я их разбил следующим образом:
- -транспорт, перевозки и логистика;
- -промышленность и строительство;
- - наука и инновации;
- - социальная программа;
- - добывающая отрасль и сельское хозяйство.
- Каждую карту интересов представляет свой социальный институт, относящийся к ней. Это биржа труда. Именно биржа труда определяет, сколько сейчас есть свободных работников той или иной сферы, а также позволяет бороться за условия их труда с предприятиями.
- В начале игры назначаем, что каждая из бирж труда имеет не более 4 работников.
- Руководителем биржи является куратор.
- - Стать куратором может первый назначивший себя человек (если только он не был уволен ход или два хода назад).
- - Снять куратора можно через суд или на собрании профсоюза, когда кто-то выдвигает требование убрать текущего куратора. Живые игроки-участники биржи труда голосуют за себя сами. За работников-неписей бросается кубик, по броску на работника.
- Таким образом выделим три вида взаимоотношений с картами интересов.
- - со стороны куратора.
- - со стороны игрока, желающего получить работу при помощи профсоюза
- - со стороны игрока – владельца предприятия или любого социального института.
- Куратор:
- - Представляет свой профсоюз (биржу труда).
- Имеет право договариваться с владельцами предприятия об уровне зарплаты для членов профсоюза.
- Имеет право договариваться с предприятиями о финансировании профсоюза (увеличении численности рабочих).
- Имеет право собирать дважды за игру профсоюзные взносы.
- Может отозвать работников с любого предприятия.
- Может выгнать любого работника из профсоюза, если тот нарушает субординацию или начинает вести двойную жизнь (и работник, и владелец чего бы то ни было).
- Работник профсоюза:
- Стать им имеет право любой человек, если он не был выгнан из этого же профсоюза ход или два хода назад.
- - В случае, если член профсоюза был уволен с какого-либо предприятия, имеет право через суд требовать оплаты неустойки (равно 4 зарплатам), от владельцем данного предприятия, и куратор, а также другие игроки-члены профсоюза обязаны поддержать это требование.
- - Имеет право потратить один ход и получить за него одну денежку выплат пособия по безработице.
- - Имеет право выйти из профсоюза в любой момент.
- Владелец предприятия:
- - Именно в профсоюзах карт интересов владельцы могут набирать работников для своего предприятия. И если для первого уровня это можно сделать из любой карты интересов, то все последующие увеличения уровня будут проведены на базе одной из карт интересов, то есть владелец обязан учитывать те свойства, которые прописывает выбранная им для увеличения уровня карта интересов (например, тип работников, которые могут трудиться на данном предприятии, или какой доход будет давать труд одного работника, или как изменится техническая готовность, производимая данным предприятием).

Что считается ходом игрока при работе с картами интересов:
- стать куратором;
-стать инициатором внутрипрофсоюзного совещания по увольнению куратора;
-куратор исполняет свои функции (договаривается с профсоюзами, если он инициатор, отзывает/увольняет работников, берёт взносы).
- работник вступает в профсоюз;
- работник пользуется правами члена профсоюза (идёт на предприятие, подаёт на уволивших его владельцев в суд, получает пособие по безработице).
- владелец предприятия инициирует переговоры с биржей труда или вкладывает средства в рост (увеличение сотрудников и улучшение других свойств, которые карта даст предприятию при увеличение уровня) данной карты интересов.
20.10.2013 в 22:36

Инструмент шестой. Банк.
- В базовой редакции правил банк является пассивным институтом, цель которого выдавать кредиты, а также хранить вклады других игроков.
- Перед началом игры в банк вкладывается некая сумма денег (на самом деле неограниченная), к которой имеет право обращаться любой игрок.
- Кредит.
- Взять кредит из банка может любой игрок, кто имеет хорошую банковскую историю (то есть не был замечен в том, что не смог вернуть кредит банку).
- Кредит можно брать от своего имени, от имени предприятия или социального института, к которому относишься, от имени проекта, который сейчас реализуешь, если данное имя не имеет запятнанной кредитной истории. Однако возвращать кредит должен именно тот игрок, который его в конечном счёте его брал и использует.
- Возврат кредита нужно осуществить через 5 ходов любыми ресурсами (та же сумма, что игрок брал в банке), либо пролонгировать его ещё на 5 ходов с увеличением суммы выплаты в полтора раза.
- Если игрок не может вернуть кредит, его имущество, равное сумме кредита (в первую очередь от имени которого он брал кредит) переходит в собственность банка (доля акций предприятия, готовый проект или проект, находящийся в исполнении). Однако банк не имеет права лишать игрока должности в социальном институте или забирать не относившиеся к сделке проекты и вложенные в них ресурсы, а также забирать любые доли владения, если игрок готов выплатить свой долг какими-либо ресурсами. В любом случае игрок лишается права делать 3 ближайших хода, а также брать кредит от того имени, которое из-за него пострадало.
- Если имя того или иного предприятия или социального института или проекта, или игрока было запятнано перед банком, то на его имя нельзя больше брать кредит.
- Вклад.
- - Банк получает некую сумму денег от любого игрока и если в течение 5 ходов игрок не трогает эти деньги, его вклад увеличивается в полтора раза (при нечётной сумме вклада округление идёт в меньшую сторону).
- - Любые ресурсы и имущество, попавшее в банк может выкупить любой игрок по его номинальной стоимости (проекты – с учётом стоимости вложенных в них ресурсов).
- - Если игрок лишается в пользу банка завершённого проекта, то при подсчёте очков он получит только половину очков от данного проекта.
Что считается ходом игрока при работе с банком:
- взять кредит;
- сделать вклад или продлить вклад.
20.10.2013 в 22:36

Это все правила, которые нужно соблюдать, чтобы играть в «Экспансию» на уровне базовой редакции.
Казалось бы слишком много всего, однако на самом деле игра получается вполне себе быстрой.
Смотрите сами.
- На столе лежат 5 карт сфер интересов, карты социальных институтов (пока две) и две или три карты предприятий. Ещё есть колода карт проектов, из которой надо будет как кота в мешке вытягивать свою идею проекта, когда скопите достаточно ресурсов. Отдельно лежит кучка ресурсов, находящихся в свободном доступе, а также лист с карандашом, которые будут обозначать банковские сделки.
- Игра идёт по очереди. Каждый игрок делает свой ход. Это происходит либо быстро, либо инициирует какие-нибудь обсуждения (например, суд или необходимость записать банковский вклад).
- За такими деталями как ведение банк обязан следить игрок, который ходит первым.
- Проекты можно либо купить, либо заработать в институте.
- Деньги можно получить на предприятии. Хотелось бы сюда добавить какой-либо социальный институт, но пока нет представления, какой бы подошёл.
- Есть где решать спорные вопросы, а также заниматься развитием своего имущества.

Если у кого-нибудь возникнет желание развить проект, то можно поработать и вместе.
Уже сейчас видно, что в игре абсолютно не прописаны цифры. Это на самом деле не так критично, насколько они будут правильными, но их наличие просто нужно.
Не прописаны названия проектов, а также свойства, которые они могут давать (например, готовый проект может становиться предприятием).
У предприятий и карт интересов не прописано, какие свойства даст увеличение уровня предприятия через ту или иную карту.
Даны всего два социальных института и нет ни одного, который мог бы составить конкуренцию предприятиям по зарабатыванию денег (хотя, возможно, это как раз и правильно).

В любом случае буду благодарен любым (особенно хорошим и полезным) комментариям.
21.10.2013 в 00:18

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
Сеттинг, как понимаю, современный?
С цифрами, увы, по понятной причине помочь не смогу...

И - с возвращением)
21.10.2013 в 09:16

Привет, Визет! =)
Современность как слово понятие довольно длительное. Игра не включает в себя многие вкусные вещи, которыми мы стали свидетелями последние лет 10 если не больше. Поэтому я бы её отнёс годам чуть ли не 90-м ну и, разумеется, регион отнюдь не СНГ. Из самого важного, что здесь отсутствует - это риски, инфляция и все уровни подковерной борьбы кроме самого явного.
"С цифрами, увы, по понятной причине помочь не смогу..." Да-да? *чтобы не спугнуть, старательно кивнул, ожидая конца фразы =)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии